В этом году франчайзинговый сегмент рынка вышел из анабиоза, спровоцированного кризисом, но не потому, что кризис закончился, а потому, что люди к нему привыкли и начали учиться жить и работать в новых условиях с новыми расходами, выручками и бизнес-моделями.
Фото: Lori
Помнению гендиректора компании EMTG, члена совета директоров Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) Екатерины Сойак, люди стали по-другому относиться кмаржинальности. «Мы приближаемся кевропейским показателям. Ведь прибыльность в50% или даже 100% была только вРоссии»,— говорит Екатерина. Эксперт замечает, что 2016 году фиксируется небольшое увеличение выручек посравнению с2015-м годом вресторанном сегменте. Носкорее это связано стем, что потребитель привык кновой ситуации ипытается вернуться кболее или менее привычному образу жизни, втом числе ив рестораны.
Косвенно это подтверждается испросом нафраншизы. «Многие ошибочно полагают, что вкризис ниу кого нет денег, испрос нафраншизу резко падает,— говорит основательница компании Double BCoffee & Tea Анна Цфасман.— Спрос есть, ион вполне стабильный,— намой взгляд, интерес даже вырос. Люди стали намного серьезнее относиться ктому, куда они вкладывают свои деньги». Посвидетельству Екатерины Сойак, франчайзинговый рынок всегменте общественного питания в2016 году продемонстрировал небольшой рост посравнению спредыдущим периодом. Поданным «РБК Исследования рынков», число франчайзинговых проектов наресторанном рынке стабильно растет; согласно данным аналитиков, сегодня встране 8336 из15 956 сетевых ресторанов, кафе ибаров работают пофраншизе, аих доля насетевом рынке составляет52,2%. Для сравнения: впрошлом году натотже период (с мая 2014 помай 2015-го) эта доля составляла 48%. Рост, помнению аналитиков, мог быть ибольше, однако из-за кризиса инвестиции сместились впользу франшиз, нетребующих многомиллионных вложений. Например, поданным «РБК Исследования рынков», доля сегмента casual dinning пофраншизе неизменилась вообще. Зато рост показали фастфуд, сети take-away иформаты togo.
Пооценкам «РБК Исследования рынков», 69% ресторанов быстрого питания (стритфуды ифастфуды), действующих встране, открыты пофраншизе. Здесь лидером рынка традиционно является неMcDonald's, укоторого только три точки вРоссии работают пофраншизе, немировой лидер Subway, укоторого 641 точка встране ивсе франчайзинговые, идаже нероссийский лидер направления стритфуд поколичеству точек «Стардог!s», укоторого из855 точек 833 работают пофраншизе. Лидер— на100% франчайзинговый шведский бренд Sibylla, открывающий свои точки повсей стране назаправках, продавая франшизу владельцамАЗС. Уэтой сети вРоссии намай 2016 года работает 2270 точек, загод прирост составил 286 новых кафе, хотя впрошлом году этот показатель был выше— в2014–2015 годах сеть приросла на500 точек. Это замедление, как изакрытие 30точек Subway ипотеря 30% франчайзи «Стардог!s» запрошлыйгод, весьма показательны: рост фастфуда небесконечен. Однако среди лидеров можно назвать также «33 пингвина» (45 своих, 535 партнерских точек), KFC (146 своих и306 партнерских точек) ичайный фастфуд— сеть бабл-ти баров Tea Funny (87 своих и204 франчайзинговых точек), укоторых есть иперспективы.
Всегменте «кофейни-кондитерские» доля франчайзинговых предприятий посравнению спредыдущим годом выросла на12%. Среди лидеров этого сегмента можно отметить «Шоколадницу» (286 своих и74 партнерских заведения), CoffeeShop Company (40 кофеен своих, 52открыты про франшизе), сеть брю-баров Double B(19 своих и41 партнерская точка) ивыстрелившую вкризис ижевскую сеть Coffee Like (восемь собственных и213 партнерских точек), работающую вформате togo. Загод, смая 2015 помай 2016-го, эта сеть увеличилась на47 точек; доконца года компания планирует рост числа точек до415, ак концу 2017-го— до715 точек. Рост этой идругих подобных франшиз вполне укладывается вобщересторанный тренд роста рыночной доли кофеен засчет предложений take away. Согласно данным исследовательской компании The NPD Group (NPD), сегмент кофеен после непродолжительного падения в2015-м восстановил позиции ив первом квартале 2016 года вырос на4%. Драйвером роста стали продажи кофе навынос: загод процент заказов «с собой» увеличился на35% ивесной 2016 года уже составлял 23% продаж. Натренд, обозначившийся еще в2014-м, если не2013 году, мгновенно откликнулись крупные бренды; сегодня пофраншизе форматы, рассчитанные напродажу кофе «с собой» продают и«Шоколадница», иCoffeeShop Company. Однако, помнению аналитиковNPD, дело нетолько вформате togo— насегмент работает потребительская особенность, уже поддержавшая сегмент классического фастфуда, отобравшего аудиторию уресторанов casual dinning. Нетолько фастуды, нои кофейни перетягивают экономящих посетителей среднего сегмента просто потому, что кофейни кажутся более демократичными— клиент полагает, что пришел просто закофе, апокупает исуп, идесерт, увеличивая кофейням среднийчек. ПоданнымNPD, впервом квартале 2016 года чек вкофейнях вырос на12%, тогда как порынку вцелом рост составил всего лишь 8%.
Третий передовик франчайзингового общепита— магазины готовойеды, иособенно суши-магазины, вэтом году совершившие количественный рывок вфедеральную стратосферу, забрав себе потребителей изболее дорогих сегментов рынка иобеспечив интерес потенциальных инвесторов. Вцелом за2015год, поданным «РБК Исследования рынков» встране открылись 189 новых суши-магазинов. Лидер движения— сеть «Суши Wok» увеличила свою розницу на97 точек. Инвестиции вточку, поданным компании, составляют1,2 млнруб. (паушальный взнос— 420тыс.), сегодня всети уже 440 магазинов (150 своих и290 партнерских), иэто 39% сетевых суши-магазинов встране. Остальные проценты приходятся наеще две крупные сети Mybox и«Суши шоп» (соответственно 258 и226 точек продаж вРоссии) инесколько менее глобальных брендов. Согласно планам лидера сегмента, доконца года «Суши Wok» откроет еще 100 точек, ав 2017-м планирует прирасти Сибирью, Дальним Востоком иеще 120 точками.